19.06.2024
Организуя работу по обучению грамоте необходимо учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.
Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте уже достаточно понятна и не вызывает трудностей в общении. В дошкольном возрасте к ней не предъявляют больших требований, незначительные отклонения не беспокоят взрослых. С наступлением школьного обучения дело резко меняется.На первых порах школьной жизни дети испытывают серьезные затруднения с чтением, пишут с ошибками. Результат - плохие оценки ссоры с родителями, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в условиях ДОУ. Вторая причина актуальности - повышенные требования гимназий и школ к первоклассникам. Одно из них - владение звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтетическим анализом и синтезом до поступления в школу. Возраст 5-7 лет наиболее благоприятен для формирования качеств, необходимых для обучения в школе (Внимания, памяти, восприятия,мышления).
С чего начать? К сожалению, многие родители начинают с заучивания всех букв. Но этот способ приводит лишь к затруднениям в прочитывании слогов и составлении слов, что чревато ошибками при чтении и письме. Вводя малыша в мир чтения необходимо помнить, что письменная речь является отражением устной.Поэтому обучение детей грамоте предполагает решение следующих задач;
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи
- умение вслушиваться в слово
- умение выделять звуки
- подбирать слова, близкие по звучанию3. Активизация устной речи детей. Сделать слово и предложение объектом внимания, учить изменять слова и образовывать новые.
Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает:
- ознакомление со словом, выделение слова как самостоятельной единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением и его составом из слов;
- деление предложения на части-слова и составление предложений из слов;
- ознакомление со звуковым составом слов, определение количества звуков и и положения в слове, составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Дети учатся:
- выделять звуки из слова, определять позицию звука (в начале, конце, середине слова);
- анализировать артикуляцию звука (Гласный-согласный, твердый-мягкий);
-устанавливать последовательность звуков в слове.
Учитывая, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игровая, а мышление наглядно-действенное, были разработаны пособия для использования в ходе НОД по обучению грамоте, а также для обучающих игр при индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
ПОСОБИЕ 1. "ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК":
Предлагаются игры:
- "Слововоз". В ходе игры дети анализируют состав предложений и составляют поезд из такого количества вагонов, которое соответствует количеству слов в предложении, либо составляют предложение с заданным количеством слов. На первом этапе, когда дети затрудняются придумывать предложения, часть слов или одно можно заменить картинкой.Позже предложения составляются самостоятельно целиком.
- "Слоговоз". При обучении детей делению слова на слоги дети помещают картинку в вагончик с количеством окон, соответствующим количеству слогов.
- "Звуковоз". При ознакомлении со звуками ведется работа над определением позиции звука в слове. Сначала определяется первый звук "Он ведет наш паровоз", затем - последний. Позже определяются звуки в середине слова. Звуки можно обозначить цветными фишками, либо буквами. Можно предложить детям игры "Где едет звук?", "Угадай слово", "Превращения слов".
2. "ПУШИСТЫЕ СХЕМЫ". Большинство детей нашей группы - девочки. Учитывая их сентиментальность и любовь по всякого рода "пушистикам" появилось пособие, которое позволяет, с учетом умения характеризовать , звуки по гласности-согласности, твердости-мягкости, составлять звуковые схемы названий предметов, изображенных на карточках.Возможна обратная работа, когда по готовой схеме ребенок подбирает карточку изображением.
3. ПОСОБИЕ "БАБОЧКИ". Зачастую дети при обучении чтению затрудняются в плавном слиянии согласного и гласного. Если "обратные" (ГС) слоги не представляют труда, то при чтении прямого открытого (СГ)слога дети произносят звуки отрывисто, изолированно. Преодолеть эти трудности позволяет пособие, когда ребенку предлагается "тянуть" согласный звук, пока "бабочка не принесет его на цветок".
4. "ВЕРТУШКА" позволяет упражнять в навыках чтения детей, умеющих складывать слоги, в игровой форме заинтересовать в чтении.
Можно предложить игры;
"Абракадабра" - прочитывание слов из случайного набора букв.
"Буква потерялась " - восстановить слово, где недостает одной буквы или буква заменена другой,
"Всего одна буква" - набрать как можно больше слов, путем замены всего одной буквы в предыдущем.
"Одинаковые слоги" - набрать слово,добавив буквы к заданному слогу.Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.06.2024
Дата обновления: 19.06.2024
Дата публикации: 19.06.2024